Земледельческий календарь на Руси
Исстари основным занятием русских людей явлалось земледелие, и весь жизненный уклад определялся в первую очередь временем года. В течение долгого времени на Руси одновременно существовали три календаря: гражданский, церковный и народный (земледельческий), которые то совпадали, то расходились по датам. Для большинства районов самым длинным временем года являлась зима. И крестьянину не было дела до того, что по гражданскому календарю на дворе ещё стоял октябрь: холод говорил ему о наступлении зимы. Осень в крестьянском понимании ограничивалась периодом уборки урожая, то есть от 20 июля по старому стилю (Ильин день) до 1 октября (Покров). Собственно лето - это короткое время созревания хлебов: с 24 июня (Иван Купала) до 2 августа (Ильин день) по новому стилю. Началом весны считался Егорьев день - 23 апреля.
По народным представлениям, две половины года взаимно влияют и обусловливают друг друга. Отсюда в приметах, пословицах, загадках так много сравнений зимы и лета, весны и осени, а времена года представляются ближайшими родственниками ("Жили-были у брата три сестрицы: весна-молодица, зима-белолица и осень-водяница").
Именами собственными наделялись дни недели - "пёстрая", "всеядная", "сырная", "зелёная". Даже зимние морозы имели свои названия: крещенские, никольские, введенские, власьевские и т.д.
Ещё лет двести назад для основной массы людей, а тем более для простых сельских жителей, причины смены времён года и многие природные явления были окружены тайной. Люди видели, что приход весны как-то связан с прилётом птиц. Считалось, что весну на своих крыльях приносит жаворонок. Поэтому, желая обеспечить своевременный приход весны, люди выпекали из теста фигурки птиц и, подражая птичьему щебетанию, обращались к жаворонкам, ласточкам, куликам с просьбой поскорее вернуться в родные края.
С древних языческих времён сохранился у славян обычай поклоняться солнцу, месяцу, граду. Особо почитались деревья, камни, водоёмы. Священным деревом считался дуб, много поверий связано с вербой. Исключительное значение всегда придавалось берёзе. Ранней весной она первой среди деревьев покрывалась яркой зеленью. Отсюда пошло поверье, что именно берёза обладает силой роста. Про берёзу недаром говорили, что она обогревает, одевает, лечит, парит, сохраняет продукты. Из берёзовой древесины вырезали музыкальные инстументы (дудочки, свистульки), воспевали её красоту, наряжали на Троицу и водили вокруг дерева хороводы.
Земледельческий календарь отражал ритмичность годового аграрного цикла. В нём прочно устанавливалось понятное и оправданное для труженика-крестьянина чередование праздников и будней, постов и дней обильной, сытной еды. При этом отдых от физического труда не означал веселья как безделья. Каждый праздник имел своё особое значение, был связан с определёнными формами поведения и культурными традициями. Каждый мог проявить свою индивидуальность в хороводе, песне, наряде. Праздник означал свободное общение, контакты между людьми, ощущение себя членом оющества.
С течением лет, в зависимости от местности, народный календарь претерпевал определённые трансформации, но по-прежнему оставался необходимым компонентом быта и культуры большинства жителей России.