деревенька, русская деревня

Домовой

Кто такой Домовой? Какие поверья связаны с ним? Домовой, домовик, дедушка, старик, постен или постень, также лизун, когда живет в подполье с мышами, в Сибири суседко – сверхъестественное существо, хозяин дома. Может принимать разные виды, но обычно это плотный, не очень рослый мужичок, который ходит в коротком смуром зипуне, а по праздникам и в синем кафтане с алым поясом. Летом также в одной рубахе, но всегда босиком и без шапки, вероятно, потому, что мороза не боится. У него большая седая борода, волосы острижены в скобку, но довольно косматы и частично закрывают лицо.

Домовой весь оброс мягким пушком, даже подошвы и ладони, только лицо около глаз и носа лишено волос. Косматые подошвы выказываются иногда зимой, по следу у конюшни. Ладони у домового также покрыты шерстью, а ногти длинные, холодные. Домовой по ночам иногда щиплется, отчего остаются синяки, которые, однако, обычно не болят. Он делает это только тогда, когда человек спит глубоким сном. Это поверье весьма естественно объясняется тем, что люди иногда, в работе или хозяйстве, незаметно ударяются обо что-то. Затем они забывают  об этом, и, увидев через день или более синяк, удивляются ему и приписывают его домовому. Иные, впрочем, если могут опамятоваться, спрашивают домового, когда он щиплется: любя или не любя, к добру или к худу. В ответ домовой плачет или смеётся, гладит мохнатой рукой или продолжает зло щипаться, выбранит или скажет ласковое слово.

Говорит домовой очень редко. Если он гладит мохнатой рукой - к богатству, теплой - к добру, холодной или шершавой, как щетка - к худу. Иногда домовой просто толкает ночью, будит, если хочет уведомить о чём-либо хозяина, и на вопрос “что доброго?” оповещает теми же знаками, добро или худо. Случается слышать, как люди хвалятся, что домовой погладил их такой мягкой ручкой, как собольим мехом. Он вообще не злой человек, а больше причудливый проказник: кого полюбит, или чей дом полюбит, тому служит, словно в кабалу к нему пошел, а уж кого невзлюбит, так выживет и, чего доброго, со свету сживет.

Услуга его бывает такая, что он чистит, метёт, скребёт и прибирает по ночам в доме, где что случится. Особенно он охоч до лошадей: чистит их скребницей, гладит, холит, заплетает гривы и хвосты, подстригает уши и щетки; иногда он сядет ночью на коня и задает конец, другой по селу. Случается, что кучер или стремянный сердятся на домового, когда барин бранит их за то, что лошадь ездой или побежкой испорчена. Они уверяют тогда, что домовой наездил так лошадь и не хуже цыгана сбил рысь на иноходь или в три ноги. Если же лошадь ему не полюбится, то он обижает её: не дает есть, ухватит за уши, да и мотает голову; лошадь бьётся всю ночь, топчет и храпит.

Если домовой сядет на лошадь, которую не любит, то приведёт её к утру всю в мыле, и вскоре лошадь начнёт терять вес. Это означает, что лошадь пришлась не по двору, и её непременно нужно продать. Если же домовой очень осерчает, то либо протащит её бедную в подворотню, вертит и мотает в стойле, забьёт под ясли, даже иногда закинет в ясли кверху ногами. Нередко он ставит лошадь в стойло занузданную, и иному барину самому удавалось это видеть, если рано пойдет на конюшню.

Ясно, что все поверья эти принадлежат именно к числу мошеннических и служат в пользу кучеров. Так, например, кучер требовал однажды от барина, чтобы непременно обменять лошадь на другую у знакомого барышника. При этом уверял, что эту лошадь держать нельзя, её домовой невзлюбил и изведёт. Когда же барин, несмотря на все явные доводы и попытки кучера, не согласился, а кучеру не хотелось потерять обещанные деньги, то лошадь действительно, наконец, взбесилась вовсе и околела. На самом деле кучер насыпал ей несколько дробинок в ухо, а так как у лошади ушной проход устроен таким образом, что дробь эта не может высыпаться обратно, то бедное животное и должно было пасть жертвою злобы мнимого домового. Домовой любит особенно вороных и серых лошадей, а чаще всего обижает соловых и буланых.



 
Яндекс цитирования